Новости
О Наташе
Творчество
Моя команда
Пресса
Фотогалерея
Шахматные ссылки
Играть в шахматы
Шахматный магазин
Рекламодателям
Напишите нам

В мире шахмат

 Читайте Наталью в Твиттере:

http://www.pogonina.com/images//nat%20twit.jpg

 




Помогите Наталье популяризировать шахматы:

Women's chess live ratings

Обмен баннерами с Pogonina.com





Шахматная Планета

365Chess.com Biggest Online Chess Games Database



 
 
   Подробнее...


Опросы
Каков Ваш рейтинг ФИДЕ?

Как Наталье сделать Pogonina.com более интересным для Вас?

Кто Ваш любимый (активно выступающий) элитный шахматист?

Покер или шахматы: что Вы предпочитаете?

Ваш самый большой шахматный денежный приз?

Сколько времени в день Вы тратите на шахматы?

Есть ли у Вас шахматный талисман?

Ваш любимый турнирный контроль?

Самая сильная женская сборная в мире - это

Самая сильная шахматная сборная в мире - это

Достигнет ли Магнус Карлсен рейтинга ФИДЕ в 2900?

Как вы думаете, вы сможете стать гроссмейстером?

Избавляемся от зевков. Система Чужакина

Рейтинг: / 19
ХудшаяЛучшая 
Автор Administrator   
01.12.2014 г.

Автор: Евгений Чужакин, Россия
Максимальный рейтинг ФИДЕ: 2222


Bookmark and Share

Новая методика анализа позиции на стыке тактики и стратегии значительно усилит вашу игру и избавит от грубых ошибок.

Что даст система шахматисту?



• значительно снизит количество грубых ошибок, особенно комбинационных просмотров
• повысит уверенность во время партии и позволит рационально использовать время за счёт снижения требующих внимания пунктов на доске
• укажет, в какие моменты необходимо считать тактические варианты и в какие моменты без этого можно обойтись
• поможет найти неожиданные комбинации благодаря эффективному и несложному алгоритму
• подскажет правильную расстановку фигур для создания тактических угроз сопернику
• облегчит поиск защиты в тяжёлой позиции
• предложит новый позиционный принцип для лучшего стратегического маневрирования
• снизит количество вариантов, которые необходимо рассчитывать для анализа позиции и выбора хода.

В чём заключается новшество системы, её отличия от того, что было известно ранее?

1. Предложение рассчитывать список тактических предпосылок – так называемых опасных элементов – в каждой позиции, не зависимо от того, будет в ней тактика или нет. Это логично - ведь в практической партии мы заранее не знаем, возможны ли комбинации и где именно.
2. Типовые методы использования опасных элементов. Предлагается искать тактику в зависимости от имеющихся в позиции опасных элементов, причём даются указания, каким образом можно использовать те или иные опасные элементы и их связки.
3. Новый позиционный принцип – чем меньше опасных элементов у нас и чем больше у соперника – тем лучше. Это может быть использовано в позиционном маневрировании.

Было: множество позиционных принципов, таких как захват центра, открытых линий, пешечные слабости и другие. Все они сохраняют своё значение, при этом добавляется новый, на примерно равных основаниях.

4. Методы оптимизации расчёта опасных элементов – указывается, что не нужно в каждой позиции их считать заново – большинство опасных элементов остаются в течение многих ходов, поэтому достаточно рассмотреть, как последний ход повлияет на списки опасных элементов для обеих сторон, которые мы помним из предыдущей позиции.
5. Особые, чётко сформулированные алгоритмы расчёта атак и защит, с учётом атак через свои фигуры, возможностей темповой атаки защищающих фигур и других особенностей позиции.
6. Типовые методы использования опасных элементов для поиска тактики. Новый вид классификации комбинаций, где такие приёмы как отвлечение, завлечение, уничтожение защиты и другие являются частными случаями использования опасных элементов. Даются конкретные указания, как искать комбинации в зависимости от видов опасных элементов и их связок.
7. Новшеством можно считать некоторые формулировки правил, в частности, предложение учитывать так называемые –пасности и «коэффициент напряжения».
Было: большинство правил сами по себе не станут открытием для читателя. Для примера возьмём критические опасные элементы - то, что материальный перевес соперника или фигура под боем – это опасно, очевидно и без книги. Неочевидным являются системные выводы, которые из этого выходят – например, типовые методы игры в случае наличия критических опасных элементов у обеих сторон.

8. Алгоритмы мышления шахматиста с использованием системы. В следующей схеме показано, как опасные элементы (ОЭ) используются в практической партии при расчёте вариантов.


9. Главным новшеством является предложение создать законченный, чётко сформулированный список тактических предпосылок таким образом, чтобы вся тактика, а точнее более 99% комбинаций, проходили с использованием указанных в нём моментов, что даёт множество преимуществ, значительно больших, чем просто знание каждого из тактических элементов в отдельности. Здесь действует знаменитое правило Аристотеля: целое больше суммы своих частей.

Давайте разберёмся, в чём заключается принципиальное отличие этого списка от других списков тактических предпосылок, которые можно найти во многих шахматных книгах, посвящённых тактике.

В качестве примера обратимся к книге Нейштадта «Когда не жаль ферзя» - данный автор является признанным специалистом в области изучения тактики и приводит в своих книгах достаточно обширный список тактических предпосылок:

«
• Слабость (или отсутствие) пешечного прикрытия короля, ослабление полей в непосредственной от него близости
• Мнимое или недостаточное прикрытие последней (первой) горизонтали
• Стеснённая позиция короля (когда собственные фигуры загораживают ему путь к отступлению) и – другая крайность - удалённость фигур от его защиты
• …..(полный список тактических предпосылок из данной книги можно найти в главе «Критика Системы»)
… каждая шахматная позиция конкретна, и малейший нюанс в расположении фигур и пешек может коренным образом повлиять на успех намечаемых действий. В этом – великая тайна игры, секрет её постоянного обновления и неисчерпаемости заложенных в ней возможностей. Вот почему любые относящиеся к шахматам общие положения при практическом применении каждый раз требуют детализации – учёта множества факторов и их взаимосвязи.»


Так как данные списки не решали задачу поиска тактических предпосылок полностью, то нелегко их применять как нечто целостное, тем более что формулировка отдельных правил у всех авторов очень размыта, из данных правил не всегда понятно, является ли король слабым или нет, как заранее определить «неудачное расположение фигур», в каких случаях нужно искать вилку, и в каких - комбинацию на отвлечение. Более подробно вопрос классических списков тактических предпосылок поднимается в главе «Критика Системы».

Возможно ли построение законченной системы тактических предпосылок, схожей с Системой Чужакина, базирующейся на других правилах? Ответ – да. Система похожа на программный алгоритм – максимально упрощённый для использования человеком. Также как в программировании одну и ту же задачу можно решить бесконечным числом алгоритмов, то и здесь, возможны другие системы правил и методов их использование. Кроме того, возможно улучшение системы, которое и проводится автором и читателями, новые идеи изменения и уточнения вносятся в очередные издания.

Опасные элементы (ОЭ) – важнейшее понятие в системе. Они показывают ключевые участки доски, на которых могут быть проведены комбинации. Важным достоинством теории опасных элементов является их полнота – ВСЕ комбинации и тактические мотивы, которые встречаются на практике, непосредственно связанны с опасными элементами.
Важно отметить, что ОЭ не всегда несут реальную опасность – это лишь «флюгер», показывающий, откуда может «подуть ветер» тактики. Правил расчёта ОЭ достаточно много – поначалу это вызывает трудности, которые нужно принять – ведь тактическая игра очень сложна и разнообразна, поэтому обойтись меньшим числом правил затруднительно.

Примеры

В "финале большого шлема" в Бильбао, 2012г. партия Карлсен-Карякин пришла к следующей позиции:



Ход белых. Рассмотрим опасные элементы (ОЭ), в скобках указаны правила, по которым они рассчитаны:
Белые: b2(3), b3(9), c4(3), e4(2, критический ОЭ, требующий немедленной реакции), f2 (3)

Чёрные: a7(3), b8(3), d5(9 – атакованные поля возле короля всегда рассматриваются как поля вторжения), d6(9), d7(9), e5(3, 9), e6(7), f5(9), g6(3), g7(3)

Белые решили перейти в лучший эндшпиль с конём против слона, для чего атаковали пешку e5, являющуюся опасным элементом сразу по двум правилам, ходом Лd5. Перемещение ладьи сделало критическим поле e5 и добавило белым ОЭ на d5. Прежде чем сделать ход, необходимо изучить, как соперник может атаковать опасные элементы. Особенное внимание необходимо уделить новым ОЭ.

Опасные элементы после 1.Лd5

Белые: b2(3), b3(9), c4(3), d5(3, 10), e4(2), f2 (3)

Чёрные: a7(3), b8(3), c5(3), d5(9, 12), d6(9), d7(4), e5(2, 9) теперь этот ОЭ стал критическим, так как находится под боем, e6(7), f5(4), g6(3), g7(3)

Смотрим, могут ли чёрные использовать новый ОЭ на d5? Ладья защищена лишь пешкой e4, наиболее логичным в таких случаях является атака на защищающий объект, то есть необходимо удалить эту пешку. Видим, что на простое взятие её 1. ..fe? последует, естественно, ответное взятие на e5 с шахом. Ладью на e5 защищает конь c4, смотрим, нельзя ли его атаковать или отвлечь (для дальнобойных фигур необходимо ещё рассматривать возможности перекрытия линии действия защищающего объекта). Атаковать коня быстро невозможно, а вот отвлечь, причём с темпом, можно жертвой ладьи: 1. …Л:b2 После 2.К:b2 белая ладья не сможет взять на e5, более того, она становится опасным элементом ещё и по правилу 14.1. , так как единственным полем, куда может пойти ладья является d3. Когда опасный элемент является таковым сразу по нескольким правилам, это часто усиливает его действие. Чёрные могут теперь перейти к атаке защищающего объекта e4: 2. ...fe и белая ладья неизбежно теряется. Теперь белым нужно искать ничью.

В партии было 1.Лd5? Лd8?, с разменом ладей и худшей позицией у чёрных. Ни Карлсен, ни Карякин не заметили красивой комбинации, что говорит о большой сложности поиска тактики в практической партии. Как видим, система даёт чёткие указания, когда и где искать тактические удары, а также какие методы необходимо использовать – в данном случае это методы отвлечения и уничтожения защищающих объектов, а также ловля ограниченной в подвижности фигуры.

Многие опасные элементы в данном примере не имели значения в вариантах – это, к примеру, чёрные ОЭ a7, b8, g6, g7. Возникает вопрос - зачем их учитывать?

Дело в том, что ОЭ рассчитываются по правилам, и мы обязаны их считать, иначе система не будет иметь смысла. С другой стороны, многие ОЭ являются скрытыми тактическими бомбами, которые могут взорваться после некоторых изменений в позиции, поэтому отслеживать их необходимо всегда. Более того, иногда совершенно «неважный» на первый взгляд опасный элемент может оказаться критическим при расчёте конкретных вариантов.

Рассмотрим вариант из партии читателя.



Ход белых.

Опасные элементы чёрных: a7(3), b7(3), d7(3, пункт d7 атакован дважды, так как атака «через своего» слона d3 учитывается по системе), d8(3), e7(3), g8(7), h7(9). Белые выигрывают, последовательно атакуя все 7 ОЭ чёрных. Теория опасных элементов позволяет находить правильные ходы в данной позиции почти автоматически:





Книга в PDF: http://neoneuro.com/downloads/chuzhakinsystem.pdf
Youtube ролики: http://www.youtube.com/playlist?list=PLKouXN2WIbokyO3z2KGg2JeTox0N7OvZx
Сайт: http://neoneuro.com/ru/chess
Vkontakte: http://vk.com/chuzhakinchess

Bookmark and Share




Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
комментарий:



Код:* Code

Последнее обновление ( 03.12.2014 г. )
 
« Пред.   След. »

News
About Natalia
Games
Our Team
Articles
Gallery
Chess Links
Play Chess
Pogonina's Chess Shop
Advertise
Contact Us

Highlights

 Follow Natalia on Twitter:

http://www.pogonina.com/images//nat%20twit.jpg

 



Please help Natalia promote chess by making a donation:

 


 

Women's
chess live ratings

Link to Pogonina.com





Play chess at ChessOk

365Chess.com Biggest Online Chess Games Database


 
 
   ...


Polls
What's your FIDE rating?

What should Natalia do to make Pogonina.com more interesting for you?

Who is your favorite active top player?

Poker or chess: what do you like more?

What's the largest monetary chess prize you ever won?

How much time per day do you spend on chess-related activities?

Do you have a special chess mascot (pen, badge, toy, etc.)?

Which time control do you prefer for over-the-board tournaments?

The strongest women's chess team in the world is

What is the strongest national chess team in the world?

Will Magnus Carlsen's rating reach FIDE 2900?

Do you think you can become a GM?

How to Avoid Blunders. Chuzhakin's System

User Rating: / 18
PoorBest 
Written by Administrator   
Monday, 01 December 2014

By Evgeny Chuzhakin, Russia
Best FIDE rating: 2222


Bookmark and Share

A new technique for analyzing positions at the interface of strategy and tactics will considerably improve your playing and prevent you from making blunders.

Why is this system useful for a chess player?

It will considerably reduce the number of blunders, especially combination oversights
It will allow you to play with more confidence and make an efficient use of time because there will be less squares on the board which need your attention
It will instruct you when you should calculate tactical variants and when you can do without it
It will help you find unexpected combinations owing to an simple and efficient algorithm
It will tell you how to arrange your pieces to create tactical threats to your opponent
It will me it easier to search for defense in a poor position
It will show a new positional principle for a better strategic maneuvering
It will reduce the number of variants which you have to calculate to analyze a position or chose a move.

What is new about the system and how is it different from what was known before?

The main novelty of the system is an idea to create a clear-cut list of tactical prerequisites so that the whole tactics or, to be more exact, 99% of combinations could include the features specified in that list. This offers a lot of advantages that are more significant than just knowing each tactical element separately. Aristotle's famous rule works here: the whole is bigger than the sum of its parts.

1. The idea to calculate the list of tactical prerequisites - the so called hazardous elements - in each position without depending if there will be tactics in it or not. This makes sense, because in a real game we do not know in advance if combinations are possible or not and where they can be possible
2. Standard methods of using hazardous elements. We suggest looking for tactics depending on the hazardous elements available in a position, and give instructions how you can use these hazardous elements and their interactions.
3. A new positional principle: the less hazardous elements we have and the more hazardous elements the opponent has - the better. This can be used in positional maneuvering.
Earlier: many positional principles, such as a center or open file capture, pawn weakness, etc. They are all still significant.
4. Methods for optimization of calculation of hazardous elements. It is specified that it is not necessary to calculate them again in each position; the majority of hazardous elements remain during many moves. That is why it is enough to examine the influence of the last move on the lists of hazardous elements for both sides which we remember from the previous position.
5. Special, clear-cut algorithms for calculation of attacks and defenses taking into account attacks through your own pieces, possibilities of an attack with tempo on protecting pieces and other peculiarities of the position.
6. Typical methods of using hazardous elements for searching tactics. A new type of classification of combinations where such methods as deflection, decoy, defense destruction and others are isolated cases of using hazardous elements. We give concrete instructions how you should search for combinations depending on the types of hazardous elements and their interactions.
7. Some wordings of the rules can also be considered a novelty, in particular the idea to take into account the so called -hazard and tension coefficient.
Earlier: the majority of the rules wont be a revelation for the reader. For example, lets take crucial hazardous elements: the opponents material advantage or a piece under attack is dangerous - its evident without the book. But the system conclusions drawn from it are not evident e.g. standard methods of play in case both sides have crucial hazardous elements.
8. Algorithms of thinking for a chess player when using this system. The following diagram shows how hazardous elements (HE) are used in a real game when calculating variants.


9. The main novelty of the system is an idea to create a clear-cut list of tactical prerequisites so that the whole tactics or, to be more exact, 99% of combinations could include the features specified in that list. This offers a lot of advantages that are more significant than just knowing each tactical element separately. Aristotle's famous rule works here: the whole is bigger than the sum of its parts.

Earlier: lists of tactical prerequisites and separate instructions what you should pay attention to when searching for tactics from Emanuel Lasker and Max Euwe to Jakow Neistadt and John Nunn these lists had been developing, helping chess players search for tactics
. As those lists did not solve the tactical prerequisites search problem completely, it was not easy to use them as a whole. Moreover, all authors gave a very vague statement for some rules. It was not always clear if the king is weak or not, or how you should see a poor arrangement of pieces beforehand, when you should search for a fork and when - for a deflection combination.

The concept of hazardous elements (HE) is the most important in the system. Hazardous elements show you the key points on the chessboard where combinations can be performed. An important advantage of the hazardous element theory is its completeness ALL combinations and tactical motives that can be in practice are directly connected with hazardous elements.

Hazardous elements are not always a real threat. They are only a weather cock which shows from what quarter the wind of tactics can blow. There are a lot of rules for calculation of hazardous elements. This can be a challenge in the beginning, but you have to accept it, because this tactical play is very complicated and diverse and it is quite difficult to use a smaller number of rules.
You should have a good understanding of the following rules and be able to quickly calculate HE based on them.

Examples

In the Grand Slam final in Bilbao 2012 the game Carlsen vs Karjakin resulted in the following position:


The game continuation was 1.Rd5? Rd8?, with the rook exchange and a worse position for Black. Neither Carlsen nor Karjakin noticed a beautiful combination which means it is very complicated to search for tactics in practice. As we can see the system gives clear directions when and where you can search for tactical strikes and which techniques you should use in this case the techniques include deflection and destruction of defending objects and catching a piece that has limited mobility.

Many hazardous elements in this example were not important in the variants. E.g. these are Black's HE a7, b8, g6, g7. So you can ask why you should take them into account.

This is because HE should be calculated according to the rules and we have to calculate them, otherwise the system makes no sense. On the other hand, many HE are concealed tactical bombs which can explode after some changes in a position are made. Thats why you always have to monitor them. Moreover, sometimes at first glance a hazardous element seems to be of no importance but it can be crucial when calculating certain variants.

Lets examine an example from a game of a reader.



Numbers of rules are written in brackets.

Blacks hazardous elements: a7(3), b7(3), d7(3, point d7 is attacked twice, as the attack through the friendly bishop on d3 is counted according to the system), d8(3), e7(3), g8(7.1), h7(4). White wins by making consecutive attacks on all 7 HE of Black. The hazardous element theory allows you to find correct moves in this position almost automatically:


Below is the authors game versus Genius application on mobile phone:





The PDF book is available at: http://www.neoneuro.com/downloads/chuzhakinssystem.pdf
YouTube: http://www.youtube.com/watch?v=iE6rce7el-U
Site: neoneuro.com/en/chess
FaceBook: https://www.facebook.com/chuzhakinsystem

Bookmark and Share



Be first to comment this article

Write Comment
Name:
E-mail
Homepage
Title:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Comment:



Code:* Code

Last Updated ( Wednesday, 03 December 2014 )
 
< Prev   Next >